Епископ Вениамин (Милов)
Сегодня, возлюбленные братия, в такой великий день, приходит на ум мысль о том, что все вы, по слову апостола Петра, дети Божии. А если вы дети Божии, то нужно положить в ваши души зерно, которое принялось бы в покаянных воздыханиях, покрылось бы листвою добрых дел и принесло бы плод Царствия Небесного.
Для того, чтобы лучше понять слово наше, чтобы запомнить его, положим в основание и раскроем две мысли. Первая мысль будет о Воплощении Сына Божия, а вторая — о Пречистой Деве Марии.
Сегодняшний праздник говорит нам о тайне Воплощения Сына Божия от Девы.
Несколько веков тому назад Господь повелел Архистратигу Гавриилу покинуть Небесные Обители, где он непрестанно находился у престола Божия, и лететь в Назарет, чтобы возвестить Чистой Деве о Воплощении через Нее Сына Божия. Смутился Гавриил и, летя в Назарет, размышлял в себе: «Как я войду к Пречистой Деве? Если я, подошедши, постучу в дверь, то это ведь несвойственно духам, ибо для них не существует преград и пространства; если я войду сразу, открою тайну, то Она может испугаться». А Господь, по слову Афанасия Александрийского, не велел пугать Девы Марии. И решил Гавриил сказать Ей радостное приветствие и, вошедши, произнес: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою (Лк. 1, 28). А после того, как сказала Мария смиренно и кротко: Се, раба Господня,— благодать Божия объяла Ее и Господь зачался в утробе Пречистой (Лк. 1, 38).
Праздник Благовещения раскрывает перед нами еще тайну присутствия Божия на земле. С нами теперь Бог. Ныне никакое несчастье, никакая болезнь или притеснение не могут погубить нас без воли Божией, ибо Он с нами. Он ради нашего спасения сошел ныне с прекрасного Неба и вселился в женскую утробу ради нас, ради искупления наших грехов. Ведь теперь мы так грешны и темны, что невозможно ходить нам по лицу земли, а Господь все терпит по Своему милосердию, и если мы покаемся чистосердечно, то Он с любовью простит нас. Это потому, что Он, будучи на земле, будучи Человеком, узнал все человеческие немощи, узнал все скорби и несчастья. Он страдал, тосковал Сам и потому знает каждого человека, знает все скорби и соблазны, ибо, по слову апостола Павла, искушен быв, может и искушаемым помочь (Евр. 2, 18). Он принимает на Себя грехи мира. Он прощает всех. Он, если мы оскорбляем кого-либо, берет на Себя эти оскорбления. И преподобный Дорофей говорил своему ученику Досифею, когда тот раздражался: «Ах, Досифей, Досифей, зачем ты поступаешь так? Разве ты не знаешь, что этим обижаешь Самого Господа?».
Вторая наша мысль — о Пречистой Деве. Пречистая Дева выше всех людей, выше всех святых перед Господом, выше всех живших и живущих на земле. Она возлюбила род человеческий так, как Мать. Она заступается за нас перед Богом больше всех святых, и потому любить Ее мы должны больше всех святых и почитать.
Посмотрите, какими словами восхваляет Святую Деву Церковь: она называет Ее мостом, переводящим от земли на Небо, чистой Голубицей, Манною небесной, Заступницей усердной. И Она действительно молится и ходатайствует за нас всегда перед Богом.
И ныне Пречистая Богородица — похвала и услада Архангелов — является великим утешением для нас, грешных людей, на земле.
Итак, принося молитвы Пречистой Деве, прося Ее заступления перед Богом, мы можем надеяться получить милость Богоматери, по молитвам Которой и Господь примет нас в Свое Небесное Царство. Аминь.
(10)