О храме

Во второй половине XVI  в. деревянная церковь в Перемилове уже существовала и была посвящена Архангелу Михаилу. В писцовой книге 1627—1628 гг. отмечалось, что «в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась». Новый вотчинник с 1642 г. Семен Васильевич Чаплин восстановил храм с переименованием его в честь Вознесения Господня. В 1692 г. церковь упоминается как шатровая. В отказной книге 1704 г. храм в Перемилове значился как Вознесенский с Архангельским приделом. В 1739 г. усердием помещика камер-юнкера С.К.Нарышкина храм возобновили. К декабрю 1791 г. относится первое упоминание о желании Степана Степановича Апраксина построить в селе Перемилове каменную церковь вместо деревянной. В октябре 1801 г. построенную и украшенную церковь с приделом освятили. Тогда же по желанию помещика в правой стороне церкви дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины — покровительницы супруги храмоздателя. Большое участие в строительстве и украшении храма принимал ее настоятель священник Михаил Петров. Церковь построена в стиле русской «псевдоготики». Относится к памятникам круга выдающихся русских зодчих XVIII  в. В.И.Баженова и М.Ф.Казакова.

При храме была устроена временная звонница. Храм долгое время оставался холодным (летним). Печное отопление для зимнего богослужения устроили лишь во второй половине XIX  в. в Екатерининском приделе. На средства Е.В.Долгоруковой в 1830-е гг. для дьячка и пономаря построили новые дома. Священник отец Григорий Доброхотов, более 30 лет прослуживший в Вознесенском храме, до конца жизни жил в старом причтовом доме, выстроенном еще в конце XVIII  в. В 1892 гг. весь храм сделали теплым. В начале XX в. была устроена система духового отопления. Вокруг церкви построили изящную каменную ограду с железными воротами и калитками. С 1902 по 1909 гг. с помощью Апраксиных были поставлены деревянные одноэтажные дома священнику и псаломщику. В 1898 г. появилась церковноприходская школа. На средства А.М.Апраксиной построили первое деревянное здание школы. В 1918 г. новая власть лишила храм церковных домов и здания школы. Однако церковь не была закрыта.


Л.Р. Вайнтрауб

Храм Вознесения Господня в Перемилове.

 В июне этого года (2002 — прим. ред.) на день Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в небольшом приходе Дмитровского благочиния Московской епархии в храме Вознесения Господня, что в  селе Перемилове празднуется знаменательное духовное торжество: 210 лет со времени закладки каменной церкви (1792 г.)  и 200 –летие со времени освящения придела святой великомученицы Екатерины (1802 г.).

Перемиловская церковь прекрасно видна со стороны московской дороги. Ее стройный облик,  с незаметной для постороннего взгляда изящной небольшой звонницей, напоминает нам о красоте православного храма, об умении наших предков так ставить церковь, чтобы Дом Божий был виден отовсюду и колокольный звон призывал православных оставить «житейское попечение» и обратится к Богу.

Остановимся  на страницах истории Перемиловской церкви. Со времени построения и до наших дней, по промыслу Божию минуя страшные годы гонения на Церковь и разрушения векового уклада Русского Православия, храм  Вознесения Господня в Перемилове  не закрывался и служение в нем продолжалось во все годы нелегких испытаний для нашей страны. Недаром, недалеко от храма в селе возведен известный монумент-памятник солдатам – защитникам Москвы во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Здесь,  на Перемиловской высоте, шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими оккупантами, когда враг подошел совсем близко  к Москве, был остановлен и разбит доблестным воинством. Вознесенский храм  стоял на самой линии фронта и, несмотря на ожесточенный огонь, молитва к Богу о даровании победы в нем  не умолкала и Господь не оставил Россию.

История не дает нам точных сведений о начальном периоде возникновения перемиловского храма. Известно, что в начале XVI столетия Перемилово «у Дмитрова на посаде на реке на Яхроме» находилось в великокняжеском владении. В 1520-е годы оно было сельцом, которое великий князь Московский Василий III пожаловал в вотчину Константину Семеновичу Головину. В 1533 году великий князь Василий Иванович передал Перемиловское в вотчину Юрию Васильевичу Кокошкину Глебову, а тот, в свою очередь, отдал  владение на помин души в Троице-Сергиев монастырь.. Данная Ю.В. Кокошкина  Троицкой обители датируется  1543/44 гг. При царе Иване Васильевиче, вероятно в результате обмена земель с монастырем, Перемилово вновь стало государевым владением, которое в конце XVI века пожаловали в поместье Давыду Сафонову.

Во второй половине XVI столетия деревянная церковь в Перемилове  Павельского станеа Дмитровского уезда  уже существовала  и была посвящена  Архангелу Михаилу. Достоверно известно, что в начале XVII века, после польско-литовского лихолетья, село Перемиловское на Яхроме  по государевой грамоте царя Михаила Феодоровича  числилось за Иваном Давыдовым Сафоновым.   В писцовой книге 1627/28 гг. отмечалось, что «в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась». Восстановил храм с переименованием его во имя Вознесения Господня новый вотчинник Семен Васильевич Чаплин, выкупивший Перемилово у родственников умершего Ивана Сафонова в 1642 году. На следующий 1643 год по Дмитровской десятине выписано о том, что в селе Перемилове «прибыло вновь церковь Вознесения Господня  да в приделе  собор Михаила Архангела». Именно с этого времени и до конца XVIII столетия в документах появляются разночтения по именованию главного престола в Перемилове: то его называли Вознесенским, то, по прежнему, Михайло-Архангельским. Из дворов причта в селе упоминался лишь двор священника, другие причетники в храме не служили. . В 1670-е годы настоятелем Вознесенского храма был священник Сидор (Исидор) Яковлев, а усадьбой в это время владел жилец (в 1680-е годы – стольник)  Алексей Семенович Чаплин.

Усадьба Чаплиных  в Перемилове во второй половине XVII века состояла из дворов помещика, конюшенного и скотного, в которых после польского похода царя Алексея Михайловича трудились пленные поляки — «деловые люди польской породы». При церкви находилось небольшое кладбище. Для прокормления семьи священнику выделялась церковная земля – пашня и покос. Существование церкви полностью зависело от вотчинника – помещика, который своими средствами поддерживал храм, как означалось в документах той эпохи — «(…) в церкви книги и образы и всякое церковное строение вотчинниково».

В конце XVII столетия часть села Перемилова на реке Яхроме находилось во владении Акилины Семеновны Нарышкиной, урожденной Чаплиной. Ее мужем был боярин Кондратий Фомич Нарышкин. В 1692 году перемиловская деревянная церковь с приделом упоминается, как шатровая. Настоятелем храма  продолжал оставаться о. Исидор, прослуживший в Вознесенской церкви более 30 лет.  Другая часть вотчины Чаплиных принадлежала брату Акилины Семеновны Алексею, который в эпоху Петровских преобразований числился стольником и полковником (1701 г.). С этого времени начинается раздробление перемиловской вотчины на несколько владений.

В начале XVIII века вдова А.С. Нарышкина продает свою дмитровскую землю с усадьбой племяннику кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину, с условием, чтобы Перемилово перешло к нему  только после ее кончины. Часть усадьбы, принадлежащая Алексею Чаплину, по спорному делу в 1702 – 1703 гг.  перешла во владение Исленьевым, которые  в свою очередь поделили ее на две половины, из которых одну продали в 1704 году кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину, а другую – боярину Алексею Петровичу Салтыкову. Таким образом, на начало XVIII столетия Перемилово принадлежало Нарышкиным и Салтыковым. В документах 1703 года в селе Перемилове на Яхроме упоминалась «церковь деревянная во имя Архистратига Михаила да в приделе Вознесения Господня, а церковное строение и всякая церковная утварь вотчинниково». В отказной книге 1704 года храм в Перемилове значился, как Вознесенский с Архангельским приделом «шатровый о двух главах». К этому времени относится подробное описание  имущества Вознесенской церкви. Упоминались местные образа Вознесения Господня и Пресвятой Троицы с богатыми серебряными окладами и венцами, образ Архангела Михаила в резном киоте, «двери царские резные, деисуса два пояса, у Михаила Архангела деисусы в один пояс». Храм освещался двумя медными паникадилами. Многие иконы украшались серебряными окладами со сканью и такими же ризами и венцами. Однако, богослужебные сосуды были не серебряными, а оловянными. Так же упоминались «две чаши водосвятных медных, три кадила медных (…) сундук с ризницей окован железом, две окончины слюдяные ветхи». В трапезе находились иконы без окладов, из которых числились «11 икон боярских штилистовых». На колокольне висели 5 колоколов.

Сохранилось интереснейшее описание «опчей» боярской усадьбы в Перемилове. Деревянные боярские хоромы состояли из трех зданий, соединенных между собой, передней, крестовой, спальни. Отдельно упоминались: светлица, задняя горенка, мыльня. За хоромами располагался вишневый сад. К хоромам примыкали поварня с поваренной избой, ледник с напогребицей, житницы, погреба, людские избы, конюшня. Двор был обнесен деревянной изгородью со створчатыми воротами и калитками. Хозяйственную часть боярской усадьбы составляли конюшенный и скотный дворы, так же огороженные. Кроме вишневого в усадьбе располагались 4 яблоневых сада, один из которых с вишневыми и яблоневыми деревьями находился у церкви.

В 1705 году настоятелем Вознесенской церкви был сын священника  Исидора о. Стефан (Степан), а дьячковскую должность исправлял его родной брат Михаил Сидоров. Усадьба принадлежала Салтыковым и Нарышкиным, из которой большая часть была за боярином Алексеем Петровичем Салтыковым – владельцем соседнего с Перемиловым старинного села Андреевского. Некоторое время помещик села Перемилова ближний боярин А.П. Салтыков исполнял должность московского губернатора.

В 1735 году после кончины А.П. Салтыкова недвижимые имения, в том числе села Андреевское и Перемилово, перешли во владение к его  внуку статскому советнику и Вотчинной Коллегии вице-президенту Михаилу Михайловичу Салтыкову, который в свою очередь в 1772 году оставил завещательное письмо на дмитровское имение своим многочисленным детям (5 дочерей и 5 сыновей).

Деревянный храм в Перемилове, построенный еще в XVII столетии простоял более 100 лет. К 1730-м годам он настолько обветшал, что служение в нем стало невозможным. На средства помещика камер-юнкера С.К. Нарышкина в 1739 году Вознесенскую церковь с приделом возобновили: «разобрали, подрубили и вычинили».

У Салтыковых село Перемилово (три части) с помещичьей усадьбой приобрел флигель адъютант и армии бригадир Степан Степанович Апраксин, который уже в 1785 году провел размежевание своей земли от оставшейся четвертой части, принадлежащей Нарышкиным. К этому времени относится описание села Перемилова Дмитровской округи Московской губернии. В усадьбе Апраксиных упоминались два одноэтажных деревянных помещичьих дома, деревянная церковь об одном этаже во имя Архангела Михаила. При церкви числились три участка церковной писцовой земли, частью с хорошими сенными покосами.

Покупая старинную боярскую подмосковную в Перемилове, генерал-майор С.С. Апраксин задумал перестроить старые усадебные здания и построить новую каменную церковь. До этого времени в 1780-х гг. С.С. Апраксин возводит каменный храм во имя святителя Василия Великого в своем родовом орловском имении селе Брасово, автором проекта которого называют имя крепостного архитектора Апраксиных Г. Морозова. Строительство нового храма в Перемилове относится к  началу 1790-х гг. Протоколы Дмитровского духовного правления на это время сохранили лаконичные записи об этапах постройки нового храма. К декабрю 1791 года относится первое упоминание о желании С.С. Апраксина построить в селе Перемилове вместо деревянной вновь каменную церковь. В феврале 1792 года Дмитровское духовное правление составило проект указа о строении храма в Перемилове, который подписал митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин). Первоначально храм был задуман, как  двухпрестольный. В октябре 1801 года построенную и украшенную церковь с приделом освятили. Тогда же по желанию С.С. Апраксина в правой стороне церкви дозволили устроить третий престол во имя святой великомученицы Екатерины – святой покровительницы супруги храмоздателя Екатерины Владимировны Апраксиной, урожденной княжны Голицыной. 17 августа 1802 года новый придел освятил наместник Дмитровского Борисоглебского монастыря игумен Апполинарий. Большое участие в строительстве и украшении новой каменной Вознесенской церкви в Перемилове принимал ее настоятель священник Михаил Петров.

Квадратная в плане, кирпичная оштукатуренная церковь, с белокаменным декором, одноглавая, с приземистым барабаном, со стрельчатым завершением окон принадлежит к памятникам русской «псевдоготики».

Проектные чертежи до наших дней не сохранились, но архитектурное решение церкви позволяет отнести ее к памятникам  круга выдающихся русских зодчих XVIIIстолетия В.И. Баженова – М.Ф.  Казакова. Это относится и к плану храма, и к  его пространственно-декоративному решению, с элементами модной тогда псевдоготики. Более поздним аналогом этой постройки принято считать церковь Святителя Николая в Ржавках  Звенигородского уезда (г. Зеленоград), построенную в начале XIX века (1802 – 1810 гг.) в усадьбе князей Долгоруковых. Этот храм, как и Перемиловский,  первоначально возвели без колокольни, но с двухэтажным объемом, так как церковь была задумана многопрестольной с зимней (нижней) и летней (верхней) частями. Некоторых публикации  относят храм в Перемилове к работам известного итальянского зодчего Франческо Кампорези, который во второй половине 1790-х годов (с 1796 г.) проектировал и строил  у С.С. Апраксина усадебный ансамбль в селе Ольгово (Льгово) Дмитровского уезда, Однако, проект Вознесенской церкви принадлежит  к более раннему периоду, чем работы зодчего в Ольгове, и по своим композиционным и стилистическим  особенностям не может быть отнесен к постройкам Кампорези. По архивным источникам известно, что в начале 1790-х годов для С.С. Апраксина работал московский архитектор С.А. Карин (1733-1797). Он перестраивал  городскую усадьбу на Знаменке и в том числе на средства Апраксина строил дом причта Знаменской церкви. Известно, что с 1780-х годов он работал вместе с выдающимся русским архитектором М.Ф. Казаковым. В 1790 году С.А. Карин стал московским губернским архитектором.

 Документы церковных учреждений и вотчинного архива Апраксиных не дают определенного ответа на вопрос об авторстве храма в Перемилове.

После возведения Вознесенской церкви, в планах С.С. Апраксина  была перестройка старой господской усадьбы в Перемилове, но последующие масштабные работы в другой подмосковной Ольгове, в которых принимал участие архитектор Франческо Кампорези, изменили ситуацию. С конца 1790-х годов село Льгово (Ольгово)  с устроенным великолепным дворцово-парковым ансамблем в стиле классицизма стало центром  имения Апраксиных, а  в Перемилове  до 1850-х продолжал существовать старые усадебные постройки. Здания эти  ветшали и со второй половины XIX века  уже не упоминались. В селе располагались лишь небольшой хозяйственный комплекс и крестьянские усадьбы.

Видимо, из-за Ольговских работ не была построена колокольня Вознесенского храма, а устроена лишь небольшая временная звонница. Конечно, Апраксины не оставляли своим вниманием перемиловскую церковь. На поддержание храма из московской домовой конторы выдавались необходимые средства. Причт, состоящий из священника и двух причетников, обрабатывал церковную пашенную и сенокосную землю. Но средств было недостаточно и приходилось обращаться  к помещикам то за дровами для отопления жилища, то за деньгами для покупки всего необходимого для храма.

Отечественная война 1812 года не затронула Перемиловский храм. Вражеский продовольственный отряд  вошел в соседнее село Деденево к Головиным. На всякий случай, настоятель Вознесенского храма о. Иосиф сокрыл наиболее ценные предметы ризницы и храмовые святыни. О приходской жизни в Перемилове в первой половине XIXстолетия известно совсем немного.

В это время отставной генерал от кавалерии С.С. Апраксин по благословению архиепископа Московского Августина (Виноградского) устраивает домовую церковь во имя святых апостолов Петра и Павла на своей даче близ Головинского дворца при селе Всехсвятском (1818 г.). В 1822 году на средства Степана Степановича начинается возобновление Введенской церкви в селе Ольгове. С кончиной в 1827 году С.С. Апраксина  работы в Ольгове продолжались. Имение перешло во владение его  сына генерал-майора Владимира Степановича Апраксина. В октябре 1840 года по прошению Екатерины Владимировны Апраксиной, в связи с наследованием дмитровского имения ее внуком Виктором Владимировичем Апраксиным, Высочайше утверждено майоратное имение Апраксиных, в которое  кроме Ольгова входило село Перемилово. Никаких существенных изменений в облике Вознесенской церкви не происходило. Храм долгое время оставался холодным (летним). Печное отопление для зимнего богослужения устроили лишь во второй половине XIX века в Екатерининском приделе. На средства Е.В. Долгоруковой в 1830-е годы для дьячка и пономаря построили новые дома. Священник о. Григорий Доброхотов, более 30 лет прослуживший в Вознесенском храме, до конца жизни жил в старом причтовом доме, выстроенном еще в конце XVIII в. С.С. Апраксиным. О своем положении клирики храма в ведомостях писали, что «состояние причта скудное».

            Значительное влияние на церковную жизнь в Перемилове и окрестных приходах во второй половине XIX столетия оказало учреждение по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) при селе Новоспасском-Деденеве Спасо-Влахернского женского общежительного монастыря. Многочисленное паломничество православных  в Деденево для поклонения великим святыням, собранным несколькими поколениями благочестивого семейства Головиных, оживляли духовную атмосферу Дмитровской провинции. Не последнюю роль в этом играла преемственность и влияние Серафимо-Дивеевского монастыря и самого преподобного старца Серафима.  Уставное монастырское богослужение, молитвенное пение сестер, пастырская проповедь благочинного священника настоятеля Спасского храма и духовника монахинь Василия Синьковского привлекали в монастырь окрестное население и способствовали религиозно-нравственному подъему края.

            Важную роль в экономическом развитии сел Андреевского, Деденева, Круглина и Перемилова сыграло возникновение в 1868 году при деревне Суровцеве Покровской мануфактуры известного московского купца и мецената Ивана Артемьевича Лямина. Многие крестьянские семьи получили постоянную работу на фабрике. В 1870-е годы здесь трудились более 3 000 рабочих. Известный церковный благотворитель и ктитор многих московских и подмосковных храмов И.А. Лямин большое внимание уделял религиозно-нравственному воспитанию рабочих и их семей, не жалея средств для создания сети церковно-просветительских учреждений. Священники Вознесенской церкви в Перемилове участвовали в окормлении рабочих семей ляминской фабрики, имея там  многочисленных духовных чад. Это продолжалось вплоть до постройки величественного Троицкого собора при Покровской мануфактуре в Леонове в 1890-1895 гг.  При настоятеле о. Феодоре Леонардове при Вознесенской церкви в Перемилове утвердили двухштатный причт  из священника и псаломщика. По старинному обычаю, церковная жизнь в Перемилове во многом зависела  от семьи Апраксиных, которые давали основные средства на содержание храма и причта. В 1892 году весь храм сделали теплым, с устройством трех кирпичных  печей, позже в начале XX в. замененных современной системой духового отопления. Тогда же в храме вместо деревянных устроили новые плиточные полы. Вокруг церкви построили изящную каменную ограду с железными воротами и калитками. С 1902 по 1909 гг. с помощью Апраксиных были построены деревянные одноэтажные дома священнику и псаломщику. В 1909 году прихожане Вознесенской церкви просили Апраксиных материально помочь им в деле постройки новой колокольни. Для этого крестьяне собирались устроить на церковной земле кирпичный завод, а изготовленный кирпич и средства полученные от его продажи использовать для возведения колокольни. Однако этому проекту не суждено было воплотиться.

            До 1880-х годов в Перемилове не было собственной школы для крестьянских детей. В 1898 году появилась первая церковно-приходская школа, первоначально располагавшаяся в простой крестьянской избе. На средства Александры Михайловны Апраксиной в Перемилове построили первое деревянное здание школы, законоучителем и учителем пения в которой был приходской батюшка о. Николай Величкин. На содержание школы Дмитровское уездное земство ежегодно выделяло денежное пособие, которое при необходимости дополняли Апраксины. По ходатайству Московского епархиального начальства Святейший Синод утвердил А.М. Апраксину  в почетном звании Попечительницы церковно-приходских школ Дмитровского уезда Московской епархии. Она присутствовала на выпускных экзаменах и поощряла особо отличившихся учеников в церковно-приходских школах в селах Ольгове и Перемилове. На ее средства в 1906 и 1913 годах школьное здание в Перемилове перестраивали с устройством нового классного помещения, комнаты учителя и помещения для сторожа. В 1916 году в перемиловской церковно-приходской школе обучались 27 мальчиков и 19 девочек. Заведующим и законоучителем школы состоял настоятель Вознесенской церкви о. Николай Гусев. Он же преподавал Закон Божий в двухклассной церковно-приходской школе при фабрике Покровской мануфактуры. Его супруга матушка Анна так же обучала детей в Перемиловской школе. Духовенство Вознесенского храма священник Николай Гусев и псаломщик Василий Соболев принимало активное участие в первой народной переписи население и были награждены бронзовыми медалями.

            События первых лет революции и гражданской войны отразились  на положении Вознесенской церкви. Январским декретом 1918 года храм лишился церковных домов и здания церковно-приходской школы. Церковный капитал, положенный в банк Апраксиными, проценты с которого  шли на содержание причта  и церкви, конфисковали. Большую часть церковной земли национализировали и тем самым лишили причт основных средств к существованию. Однако верующие помогали, кто чем может и не давали безбожным властям закрыть храм.  В анкете «служителей культа», представленной в административный отдел Дмитровского уездного исполкома упоминались священник Николай Федорович Гусев 39 лет и псаломщик Василий Петрович Федоров 42 лет. Местный сельсовет выделил их семьям землю, положенное количество на каждого члена семьи (едоков). Во время кампании конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья весной 1922 года из Вознесенского храма изъяли и передали в финотдел. серебряные вещи: чашу, кадило, дарохранительницу. В списке членов церковного совета в 1920-е годы мы встречаем фамилии Монаховых, Жемаевых, Маликовых, Рыковых. Председателем перемиловской религиозной общины избрали крестьянина Сергея Семеновича Монахова. В 1926 году договор церковной общины с милицией подписали 280 верующих граждан села Перемилова и сельца Шпилева. В эти трудные годы верующие старались найти средства для ремонта Вознесенской церкви, в частности был отремонтирован западный притвор храма. В июне 1925 года злоумышленники похитили из церкви некоторые оставшиеся после конфискации серебряные предметы.

С начала первой «безбожной» пятилетки в 1929 году власти начали наступление на Русскую Православную Церковь. Прошли повсеместные кампании закрытия  храмов, особенно в промышленных районах. В Дмитровском районе это в первую очередь коснулось рабочего поселка Яхрома – центра текстильной промышленности с Покровской мануфактурой. Закрыли величественный Троицкий собор, прекратив его в столовую для рабочих, а позже в помещение макаронной фабрики. Еще раньше, в 1928 окончательно закрыли Спасо-Влахернский монастырь и позже, в первой половине 1930-х,  все его храмы, включая Спасский собор. Затем очередь дошла до  Богородицерождественской церкви в Круглине. В районе Яхромы шло интенсивное строительство канала Москва-Волга, на котором использовался рабский труд заключенных, в том числе арестованного духовенства и церковного актива. В конце 1930-х – начале 1940-х годов были закрыты храмы в селах Батюшкове и Андреевском. Шли жестокие репрессии среди духовенства и активных верующих, большинство которых стали новомучениками и исповедниками за веру Христову.

К началу Великой Отечественной войны все близлежащие к Перемилову храмы были закрыты. В период битвы за Москву в районе Яхромы шли ожесточенные сражения с немецко-фашистскими оккупантами. 26 ноября 1941 года гитлеровцы захватили город, переправились через канал, заняли половину села Перемилова. 28 ноября  части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова начали бой за перемиловский плацдарм. В результате кровопролитных боев  враг был отброшен  за канал. На Перемиловской высоте в день памяти святой великомученицы Екатерины 6 – 7 декабря началось освобождение Яхромы и затем всего северного Подмосковья, когда враг был отброшен и разбит. Безмолвным свидетелем героизма советских воинов стал Вознесенский храм в Перемилове, в котором не прекращалась молитва многих местных жителей, нашедших убежище во время сражения в здании церкви.

Уже во время Отечественной войны изменилась политика атеистического советского государства к Русской Православной Церкви. Начался процесс регистрации православных общин и восстановления порушенных храмов. На 1946 год в Дмитровском районе находились 7 действующих и 38 закрытых церквей. За период с 1944 по 1946 гг. в Совет по делам Русской Православной Церкви поступили ходатайства об открытии 10-ти храмов Дмитровского района, из которых в 1944 году удовлетворили лишь одно – Троицкой церкви села Сысоева. В составе духовенства Дмитровского благочиния числилось 9 человек – 8 священников и 1 диакон. Центр благочиния с 1944 года находился в селе Перемилове. Его возглавлял деятельный пастырь протоиерей Александр Оранский, много сил отдавший на восстановление полноты церковной жизни храмов благочиния.Он старался помочь, чем мог малообеспеченным храмам, оказывал материальную помощь на ремонт зданий, особенно в приобретении строительных материалов. С 1951 года его перевели на настоятельское место к церкви Архангела Михаила в село Никольское-Архангельское Балашихинского района Московской области и утвердили в должности благочинного церквей этого округа. После отца Александра на место настоятеля Вознесенской церкви в Перемилове назначили о. Иоанна Предтеченского, служившего до 1939 года в Тверской епархии. Центр благочиния переместился из Перемилова в Дмитров. Благочинным стал известный священник настоятель Казанской церкви села Подлипичья о. Павел Соколовский. В 1958 году на место настоятеля Вознесенской церкви назначили выпускника Волынской духовной семинарии священника Михаила Пуц.

В начале 1950-х – 1960-х гг. православные верующие ходатайствовали перед властями об открытии Троицкого собора  в  Яхроме и Покровской церкви в селе Андреевском, но получали стандартный отказ. Несколько десятилетий единственным действующим храмом в округе города Яхромы был Вознесенский в селе Перемилове. В 1970 г. в Яхроме проживали более 17 000 человек, а с окружающими селениями числилось более 30 000. Пастыри Вознесенской церкви самоотверженно исполняли свой христианский долг в окормлении многочисленных духовных чад. В храмовые и праздничные дни церковь была переполнена верующими. В противовес огульной атеистической пропаганде священники Вознесенского храма проповедовали основы православного вероучения, говорили о необходимости регулярно посещать храм, водить детей в церковь и религиозно воспитывать молодое поколение.

            Храм Вознесения Господня и звонница в Перемилове отделом учета памятников архитектуры, истории и культуры  Министерства культуры РСФСР были взяты на учет, как ценные памятники архитектуры классицизма конца XVIII – начала XIX столетия на территории Московской области и в1975 году внесены в Каталог памятников архитектуры Московской области по Дмитровскому району. Здание храма всегда находилось в надлежащем порядке и, несмотря на ограниченные средства церковной общины, в нем проводились реставрационно-восстановительные работы. В 1975-1976 гг. ремонтно-восстановительные работы по церкви Вознесения Господня проводились под руководством опытного архитектора-реставратора С.В. Демидова. В 1979 году в церкви промыли живопись, датированную второй половиной XIX века. В 1982 году позолотили иконостас храма.

В марте 1982 года по указу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма Вознесения Господня в Перемилове  назначили священника Анатолия Пахмутова.

(1928)